суббота, 27 октября 2012 г.

Владимир Этуш - защитник Ростова


Биография Владимира Абрамовича Этуша вмещает многое: большой театральный опыт, множество фильмов, почетных регалий, в том числе - народный артист СССР и редкую популярность. О нем с восторгом говорят зрители. Цитаты, произнесенные устами его героев, стали народными прибаутками, ибо постоянно цитируются.
Его уважают и любят ученики, которые уже сами стали знаменитыми и популярными артистами, а учились в театральном училище имени Б.Щукина, где он ректорствовал около 20 лет.

Но, есть в биографии артиста и малоизвестный факт. Этуш в 1941 году ушел добровольцем на фронт, хотя имел бронь. Как вспоминает сам, решение пришло во время спектакля «Фельдмаршал Кутузов», в массовых сценах которого были задействованы студенты-первокурсники театрального училища, где учился. Тогда в зале сидело всего 13 человек. И слова Багратиона, обращенные к войску: «Отдайте жизнь, но Родины и чести, не отдавайте никому!» - прозвучали как завет не только для малочисленных зрителей, но и для него самого. И 19- летний Владимир, окончив курсы военных переводчиков, подался на фронт. Узнав об этом, я упросила артиста поделиться своими воспоминаниями:

-Владимир Абрамович, судьба любого города слагается из судьбы каждого, кто с ним связан. Так и Победа, чтобы понять ту, которую мы пишем с большой буквы, нужно узнать о малых победах каждого, кто слагал ее?

-Только мои заслуги не нужно преувеличивать. Я был обыкновенным лейтенантом. Должность моя называлась ПНШ, т. е оперативный помощник. Служил в пехоте. И не просто прошел, как любят выражаться журналисты, дорогами войны, а протопал-прошагал от Аксая до Тбилиси, пойдя перевал по Кавказскому хребту. Оттуда дошел до г. Азова и в г. Токмак, что под Запорожьем.
Чем дальше рубеж, отделяющий сегодняшний день от того времени, тем отчетливее и неизгладимей встает то, о чем забывать нельзя. Хотя я тогда был совсем молодым, война навсегда стала тем, рубежом, который прочерчен в моей памяти, как, впрочем, в памяти каждого, кому довелось пережить эти годы. Поэтому и согласился на этот разговор. Любые произведения о Великой Отечественной являются для меня волнующим материалом.

-Вы служили на южных рубежах?

-В начале войны служил на донской земле, в штабе укрепрайона № 70, который оборонял Ростов. Не буду лукавить, сначала, нам повезло: мы проживали на дачах каких-то высокопоставленных чинов и вели довольно-таки вольготный образ жизни. Спали на кроватях. В то время это было большим шиком.

Все это закончилось, как только фашисты прорвали фронт под Воронежем. Мне доверили руководить переправой на реке Аксай. Бомбили много и часто. Особенно целились по переправам. Мою разбомбили. Поступил новый приказ-перевезти штаб под Большой Лог. Мы и тут попали под обстрел. Запомнилось, что все происходило недалеко от железнодорожной линии, на котором стоял какой-то состав. Осколок от взрыва попал в нашу машину. На колокольне был установлен пулемет, который очень целенаправленно нас обстреливал.

Во время наступления я пережил и такую ситуацию. Мы отбили Азов и прорывались с боями дальше. Наступил момент, что в Ростове-наши, а Таганроге-фашисты. Наша часть посередине. Ночью командир полка приказал проверить расположение наших частей. Ведь я изучал немецкий язык. Отстал от своей части. Потом долго ее искал. И когда наткнулся на какую-то часть, метров за 200,понял, что это…немцы. Упал в рожь и пролежал там до темноты. Кормился… как птичка зерном. Это сейчас можно поюморить по этому поводу, а тогда…

На войне трудно и страшно, но и тогда люди умели и хотели смеяться…В боях за город Азов, наш обоз с провизией отстал. У нас же с собой была только пшенная крупа. Её-то мы целый месяц и ели. Утром-супчик из пшенки, в обед-кашку, на ужин то же самое... Так бойцы шутили: «У нас питание, как в ресторане-суп из пшенки, шашлык из пшенки, компот из пшенки…» До сих пор я пшенку ненавижу.

Однако отвлекся. В общем, с горем пополам, нашел своих, где меня …обвинили в дезертирстве. Командир, не выслушав доклада и объяснений, приказал меня разоружить... Я тогда схватил карту, лежавшую у начштаба и показал, что пребывал не дальше от линии фронта, а ближе. Этот аргумент и спас меня... Отпустили. А обстоятельства были таковы… - или я продолжаю служить, или в штрафбат.

Позже я получил распределение в 581-й полк. С ним и принимал участие в боях на Украине. Тогда уже действовал приказ: «Ни шагу назад!» Я в начале беседы упомянул о кроватях не просто так…Состояние недосыпа было постоянным. Помню, идем мы как-то по узкой тропочке Кавказского перевала. Льет дождь. На мне плащ-палатка задубела. А я стараюсь из всех сил не заснуть, смотрю на маячившую впереди спину... И все равно отключился. Очнулся лишь оттого, что впереди спина исчезла-колонна свернула в сторону. Не проснись я в ту секунду, упал бы в пропасть…

13 ноября 1944 года закончилось мое участие в боевых действиях под Токмаком, где меня ранило в бедро. Сам приполз к своим. В госпитале пролежал полгода. Комиссовали меня со 2-й группой инвалидности. Слава Богу, что мое ранение сделало меня инвалидом лишь на время.

Когда вылечился, то вернулся в Москву и вернулся в мое Щукинское училище. Меня взяли на 4-й курс. Это был курс, с которого я и уходил на фронт. На него, собрали всех, кто остался или вернулся. Во время войны набора в училище не было. Четвертым он был еще и потому, что только старшекурсникам полагался нормальный паек. Тогда я выглядел… настоящим романтическим героем, в глазах дам: только из госпиталя, надеть нечего-ходил в гимнастерке и шинели, в которой меня ранило, с палочкой и орденом!..

-А какие у Вас боевые награды?

-Два ордена и две медали. На войне я «дорос» до звания старший лейтенант. Одну награду вручили на бегу.

-?

-Меня наградили орденом, а получить его не успел. Был на задании. Когда вернулся, то попал сразу в бой. И вот ко мне подбегает командир и сообщает: «Тебе орден должны вручить. Возьми сейчас, мало ли что».



-А не тянуло Вас побывать на местах боевых сражений?

-Бывал. И неоднократно. И каждый раз стараюсь отыскать тех, с кем связаны мои воспоминания. Даже предпринимал попытки отыскать конкретные окопы, переправу. И пока нашел под Таганрогом и место, где проходили боевые действия, и землянку, в котором мы жили.
У меня день рождения 6 мая. И с давних пор день Победы и день рождения праздную в один день! И потому что это рубеж. И потому, что остался живым, т. е можно сказать заново родился.

Ощущения, которые тогда испытал, ни передать, ни сыграть невозможно. Но рассказывать необходимо, что я и делаю. Память должна жить и передаваться из поколения в поколение.

Беседовала НАТАЛИЯ ПЕРМИНОВА.

Комментариев нет:

Отправить комментарий