воскресенье, 12 августа 2012 г.

«Арабская революция» в Татарстане: исламские фундаменталисты в региональной политике


29 июля 2012 г. в Казани прошел пикет на площади перед зданием татарского театра им.Галиаскара Камала, организованный Союзом татарской молодежи «Азатлык». Уличная акция была посвящена защите подозреваемых в совершении теракта 19 июля, в ходе которого была взорвана машина муфтия
Татарстана Ильдуса Фаизова, в результате чего он получил ранения, и убийства в подъезде собственного дома начальника учебного отдела Духовного управления мусульман республики Валиуллы Якупова. На пикет пришло около 100 чел., большинство из которых были местные татарские национал-сепаратисты и фундаменталисты. Последние пришли с флагами Хизб-ут-Тахрир («Партии исламского освобождения») – организации, признанной Верховным судом России террористической и запрещенной на территории страны еще в 2003 г. Это первый случай в истории Татарстана, когда хизб-ут-тахрировцы вышли на публичные акции протеста. Командовал ими имам казанской мечети «Аль-Ихлас» Рустем Сафин, в 2009 г. судимый как член «Хизб-ут-Тахрир» и за распространение экстремистской литературы. На плакатах были написаны на русском и татарском языках следующие лозунги: «Нет произволу спецслужб», «Караул! Нас возвращают в 37-й год!», «Отпустите ни в чем невиновных», «19 июля 2012 г. в Казани был показан спектакль с элементами реалити-шоу», «Взрывы и убийство - это провокация Москвы с целью убрать пост президента в РТ, ликвидировать республику, остановить исламизацию, отвлечь внимание от социальных проблем» и др.

Обращает внимание то, что полиграфия и качество материалов, из которых были изготовлены плакаты, у участников пикета были разные. Если у сепаратистов их плакаты были сделаны на обороте старых обоев и дешевом ватмане, а лозунги были написаны гуашью от руки, то у пришедших хизб-ут-тахрировцев и ваххабитов плакаты были отпечатаны типографским способом в виде качественно изготовленных баннеров на полиэфирной ткани, что свидетельствует о тщательной подготовке последних к уличной акции. Всем пришедшим на пикет раздавались в подарок флажки Хизб-ут-Тахрира, при этом организаторы говорили о том, что «это флаг будущего халифата».

Явившийся на пикет шеф-редактор татарской националистической газеты «Безнен гажит» («Наша газета») Искандер Сиразиев, в прошлом судимый за изнасилование, заявил прессе, что Ильдус Фаизов сам был организатором убийства Валиуллы Якупова, а взрыв машины, в ходе которой он получил ранения, был им самим инсценирован. Лидер Союза татарской молодежи «Азатлык»Наиль Набиуллин зачитал письмо на имя президента Татарстана Рустема Минниханова, в котором были повторено содержание лозунгов. Участники единогласно проголосовали за согласие с содержанием письма, которое организаторы обещали направить главе республики.

Сейчас сепаратисты, объединившись с фундаменталистами, хотят представить убийство татарского богослова Валиуллы Якупова делом рук Ильдуса Фаизова, вплоть до того, что якобы муфтий сам “заказал” своего заместителя, подстроил свой теракт, сохранив себе жизнь, чтобы, с одной стороны, отвести внимание от проблемы ваххабизма в Татарстане, а, с другой стороны, представить это преступление как разборку внутри муфтията за сферы влияния и борьбу интересов. Возможно, некоторая часть общества даже “купится” на эту конспирологическую версию, поскольку сейчас люди охотнее верят разным заговорам темных сил, чем очевидным фактам. Отметим и то, что на прошедшем пикете никто из его участников даже не посочувствовал чисто по-человечески родным и близким покойного Валиуллы Якупова и не помолился за здоровье раненого муфтия, при том, что пикетчики позиционируют себя как мусульмане, а одна из лидеров татарского сепаратизма, председатель «Милли меджлиса татарского народа» (организации, объединяющейроссийских и зарубежных татарских сепаратистов) Фаузия Байрамова в своем заявлении назвала Якупова и Фаизова «прислужниками Шайтана».

Национал-сепаратисты Татарстана, потеряв окончательно за первое десятилетие XXI в. свою социальную базу для протеста из числа светской части татарского общества, которая явно далека от идеи независимости Татарстана, теперь пытаются ее заполучить за счет наиболее радикальных религиозных кругов из числа исламских фундаменталистов. Последние готовы поддержать сепаратистский проект националистов, правда, наполнив его исламистским смыслом. Таким им видится “вилает Идель-Урал” как часть глобального халифата.

После этого фундаменталисты и сепаратисты решили поиграть «в защиту прав человека», для чего организовали пресс-конференцию в казанской гостинице «Булгар», куда пригласили своих единомышленников из Башкортостана и Москвы. Однако администрация отеля, поняв, какой шабаш планирует организовать этот контингент «правозащитников», отказала в проведении у себя этого мероприятия. Совершенно не растерявшись, религиозные и этно-радикалы устроили пресс-конференцию на улице, превратив ее в стихийный митинг с криками «о кровавой руке Москвы». Выступал там и лидер т.н. движения «За права мусульман» Линар Вахитов, известный своими выступлениями в «защиту невинных мусульман», когда дело касается раскрытия силовиками очередного подполья фундаменталистов.

На этом уличная активность не закончилась. Хизб-ут-тахрировцы и сепаратисты отправились агитировать мусульман-традиционалистов присоединиться к участию в «арабской революции», которую те начали в Татарстане осуществлять полным ходом. На этой почве в ряде городских мечетей Казани во время ифтара (разговения во время мусульманского поста после заката солнца; сейчас проходит священный месяц Рамадан) произошли стычки между мусульманами, придерживающимися традиционного для татар ислама ханафитского мазхаба, и сторонниками идеологии ваххабизма и Хизб-ут-Тахрир. Поводом для начала пока словесных, но очень горячих перепалок является зазывание фундаменталистов, призывающих традиционалистов-ханафитов принять участие в уличных акциях протеста против светских властей и муфтия Татарстана. Радикал-исламисты стали на совместных разговениях в мечетях вести пропаганду против законно избранного муфтия, однако мусульмане-ханафиты решительно выступили против свержения Ильдуса Фаизова, причем принялись открыто выгонять из мечетей ваххабитов и хизб-ут-тахрировцев, Ситуация в некоторых приходах чуть не дошла до драк между ханафитами и ваххабитами. При этом местные национал-сепаратисты стараются направить агитацию фундаменталистов в антироссийское русло, попутно внося в нее элементы русофобии.

Мусульмане-традиционалисты прямо заявляли радикалам: мы хотим жить по нашему традиционному для России ханафитскому мазхабу, хотим быть в мире с православными соседями, мы – законопослушны, наша родина – Россия, а вы призываете устроить беспорядки, сеете фитну (смуту), оправдываете террористов. У вас даже нет совести: раненого муфтия уже хотите свергнуть, хотя мы его выбрали быть во главе муфтията. Итогом подобных словесных столкновений становится настойчивое требование со стороны традиционалистов покинуть ваххабитам и хизб-ут-тахрировцам здание мечетей и забрать свои листовки (всего их было отпечатано около 5 тыс.). Подобные случаи зафиксированы в казанских мечетях «Ризван», «Хузейфа», «Закабанная», «Марджани», в пос.Нагорный.

Обычно в Казани фундаменталисты концентрируются в своих мечетях («Кул-Шариф», «Аль-Ихлас», «Нурулла», «Салихжан», «Ометлеляр» и др.), однако, видимо, теперь они решили отдельными агитационными группами отправиться в те мечети, имамы которых являются традиционалистами, чтобы постараться вовлечь в свою деятельность их паству. Центром притяжения религиозных радикалов стала казанская мечеть «Аль-Ихлас» во главе с имамом Рустемом Сафиным.

5 августа 2012 г. был проведен митинг, организованный опять же татарскими национал-сепаратистами и исламскими фундаменталистами, на котором вместо стандартно заявленных требований о прекращении «репрессий против мусульман» уже стали звучать призывы к свержению светской власти в регионе. Всего в митинге приняло участие около 200 чел., а само мероприятие являлось продолжением цепи тщательно спланированных и ранее проведенных акций.

Отличительной особенностью этого митинга стали политические требования. Председатель Милли меджлиса Фаузия Байрамова, выступавшая с трибуны, потребовала создать исламское государство, отправить президента Татарстана Рустама Минниханова в отставку, вице-премьера правительства республики Асгата Сафарова, признавшего проблему ваххабизма, под суд, а местный парламент - Государственный Совет – распустить. Подобные заявления лидера сепаратистской организации встретили отклики поддержки со стороны фундаменталистов, которые тут же начали громогласно скандировать «Аллах акбар». Возглавил пришедших фундаменталистов на митинг все тот же Рустем Сафин, имам казанской мечети «Аль-Ихлас», который вместе со вторым имамом мечети Айратом Шакировым предложили митинг провести «по законам шариата», для чего всех участников, стоящих перед трибуной, потребовали разделиться на две группы: мужскую и женскую. В итоге с одной стороны площади выстроились бородатые мужчины, с другой – одетые в хиджабы женщины. Причем «следовать шариату» потребовали даже от пришедших журналистов светских изданий. Для того чтобы митинг прошел «строго по шариату», на митинге за его участниками следила своя «исламская полиция»: крепкого телосложения бородатые мужчины в зеленых жилетах, которые ходили среди участников, и в случае, если кем-то нарушалась половая сегрегация местонахождения на площади, то от него требовали встать на «свою» сторону «в соответствии с шариатом». «Исламская полиция» потребовала это даже от городских полицейских, которые безропотно поспешили послушаться новым правилам проведения уличных акций, установленных фундаменталистами в Татарстане. Даже обычные зеваки из числа гулявших в этот день на площади вынуждены были подчиниться «законам шариата».

При этом над всей площадью развивались все те же знамена исламских радикальных организаций, которые участники называли флагами «будущего халифата». Стоит обратить внимание на стилистику изображения флагов «Хизб-ут-Тахрир»: если фундаменталисты выходят с белым полотнищем, на котором черным цветом написана шахада – символ мусульманской веры – «Нет Бога, кроме Аллаха, и Мухаммед – пророк Аллаха», то они дают понять, что находятся в «Дар аль-Ислам» - «Территория ислама»; если знамя черного цвета, а на нем написана шахада белыми буквами, то исламисты дают понять, что они находятся в «Дар аль-Харб» - «Территории войны». Однако в Казани религиозные радикалы выходили с обоими видами флагов, тем самым давая понять, что Татарстан они воспринимают и как «территорию ислама», и как «территорию войны», т.е. здесь необходимо построить «исламское государство. Такова теологическая сторона этого вопроса.

Выступавшие на митинге направили генеральному секретарю ООН Пан Ги Муну и генеральному секретарю Организации исламского сотрудничества Экмеледдин Ихсаноглу письма о «кровавом политическом режиме», который есть в Татарстане и России. Перед этим исламисты совершили коллективную молитву о поддержке «братьев», гибнущих от «кровавого режима Башара Асада» в Сирии в надежде на его скорейшее свержение.

На митинге помимо уже плакатов, с которыми 29 июля выходили на пикет сепаратисты и фундаменталисты, превратив его в митинг, были новые, но и, как и прежде, сделанные типографским способом в виде качественно изготовленных баннеров на полиэфирной ткани, что говорит о тщательной подготовке последних к уличной акции. Теперь же на новых плакатах было написано следующее: «Нет радикализма, нет традиционализма, ислам – один!», «Промолчим сегодня – завтра запретят Коран», «Моджахеды Татарстана» - это вымысел Москвы!», «Оборотни в погонах имитируют борьбу с терроризмом», «Москва! Не нагнетай обстановку в Татарстане!», «Не верьте СМИ! Мусульмане – не убийцы!», «Мусульмане Башкирии поддерживают Вас!», «Вы не одни! Башкирия с Вами!» Последние плакаты явно свидетельствуют о начале координации совместной деятельности между фундаменталистами и сепаратистами Башкортостана и Татарстана. Последние уже объединились в июне 2012 г.: лидер «азатлыковцев» Наиль Набиуллин специально выезжал в Уфу для заключения пакта с башкирской сепаратистской организацией «Кук буре» («Небесный волк») о том, чтобы вместе «бороться против империи», под которой они подразумевают Россию.

6 августа 2012 г. был проведен пикет уже в Набережных Челнах – втором по численности населения городе Татарстана. Как и на предыдущих акциях, на мероприятии были вывешены знамена Хизб-ут-Тахрир. Организаторов акции в лице набережночелнинского отделения Татарского общественного центра (ТОЦ) это не смутило, более того, заявленный в городской мэрии как пикет его участниками в количестве 80 чел. быстро превратился в митинг, где они принялись скандировать «Аллах акбар!». Находящаяся поблизости полиция просто тихо наблюдала за происходящим нарушением российского законодательства.

Помимо привезенных членами сепаратистского Союза татарской молодежи «Азатлык» плакатов, сохраненных ими с казанских акций, челнинские единомышленники изготовили собственные, причем часть из них была на английском языке (непонятно, для кого предназначались англоязычные плакаты, поскольку иностранных наблюдателей на акции не было, однако активно мероприятие освещало радио «Свобода», финансируемое Конгрессом США). На плакатах можно было прочесть следующее: «Остановите оккупацию Татарстана!», «Только оккупанты могут сотнями бросать людей в тюрьмы», «В России под видом «борьбы с экстремизмом» осуществляется этноцид татар и др. Стоит отметить, что под «оккупантами» в Татарстане обычно татарские националисты подразумевают русских.

В итоге правоохранительные органы фактически признали легитимным использование флага террористических организаций в уличных акциях протеста. Ситуация в Татарстане теперь уже точно внушает тревогу. На фоне акций фундаменталистов и сепаратистов, не скрывающих своих планов свергнуть светское правительство и превратить Поволжье в часть исламистского халифата, приходится отмечать абсолютную пассивность надзорных органов, в т.ч. и прокуратуры Татарстана, которая, видимо, считает вполне допустимым появление знамен террористических организаций в общественно-политических мероприятиях. Уже сейчас со стороны местных чиновников звучат пока приватно речи о том, что запрещенность Хизб-ут-Тахрир не означает запрещенность ее атрибутики, а, значит, никаких правонарушений фундаменталистами и сепаратистами сделано не было. Правда, если следовать такой логике рассуждений, то флаги Третьего рейха со свастикой тоже могут быть легитимны в глазах местных надзорных органов на площадях городов Татарстана, ведь запрет нацизма не означает запрета его символики.

Стоит отметить, что сами фундаменталисты и сепаратисты не намерены прекращать свои акции. Похоже, что «арабская революция» в Татарстане продолжается и уже распространяется из Казани в другие города республики. И не видно, что эта митинговая активность снижается. Все это проходит на фоне появления лесного ваххабитского подполья в Татарстане, где лидер татарских моджахедов «амир Мухаммед» (настоящее имя – Раис Мингалеев), который взял на себя ответственность за совершение теракта в отношении «врагов Аллаха» (так он в своем видеообращении назвал убитого Валиуллу Якупова и раненого Ильдуса Фаизова) и призвал начать борьбу с традиционным для татар исламом, что на практике означает отстрел традиционного мусульманского духовенства. Нельзя никак исключать общую координацию действий между лесными моджахедами и митингующими халифатистами. Последние отвлекают на себя внимание государственных органов, которые уже, похоже, начинают пасовать перед напористостью уличных ваххабитских ораторов. В итоге поиск подполья в лесах затягивается, что только может способствовать его укреплению. Более того, осенью к рядам митингующих в Татарстане против «кровавого режима Путина» под флагами халифата присоединятся местные «белоленточные» от левых до либералов. Зимой 2011-2012 гг. в Татарстане был зафиксирован единственный случай, когда салафитская молодежь присоединилась к акциям коммунистов (дело было в Нижнекамске), что, честно говоря, может показаться удивительным, но, как мы видим, вполне реальным. Так что осенью, когда в России планируется начаться по всей стране «марш миллионов», причем в каждом регионе он имеет свою специфику, в Татарстане он будет иметь исламистский оттенок. Уже сейчас некоторые из «белоленточных» пытаются присоединиться к фундаменталистам. И мы вполне можем ожидать, что вскоре над Казанью в едином ряду будут развиваться знамена либералов, левых, анархистов, национал-сепаратистов и джихадистов. Добавим, что уже сейчас правозащитные организации (типа центра «Мемориал» и др.), финансируемых из западных фондов, охотно выступают в защиту исламистов. Принцип один: враг моего врага – мой друг. А поскольку для либерально-правозащитной общественности стратегической целью является развал страны и полная дестабилизация внутренней жизни в государстве, то их объединение с фундаменталистами и сепаратистами вполне укладывается в реализацию этой цели.

В итоге мы видим, что события в Татарстане сегодня очень напоминают сценарий «арабских революций», наподобие того, что было в 2011 г. в Тунисе и Египте. Вначале звучит либерально-правозащитная демагогия: призывы к соблюдению прав человека, делаются заявления о репрессиях и тоталитаризме правящего политического режима, а после этого уже выдвигаются требования к его свержению, при этом подобные акции проходят регулярно и постоянно, изматывая и государственные органы, и само общество, вынуждая идти на выполнение требований толпы. В итоге управляемая охлократия в Татарстане под знаменами сепаратистов и фундаменталистов с перспективой объединения с «белоленточными» направлена на подрыв устоев российской государственности. Городская площадь перед татарским театром им. Галиаскара Камала в Казани превращается их стараниями в аналог площади Тахрир в Каире.

В настойчивости радикалов ощущается желание вернуться к реваншу в духе эпохи «парада суверенитетов» начала 1990-х гг., только если тогда выступали с идеей независимого светского татарского государства, то теперь в риторике сепаратистов, пошедших на альянс с фундаменталистами, звучат призывы к построению «Исламской Республики Татарстан».

Автор - Раис Равкатович Сулейманов – руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований Российского института стратегических исследований, специально для Интернет-журнала «Новое Восточное Обозрение».

Комментариев нет:

Отправить комментарий