воскресенье, 22 апреля 2012 г.

Грозное небо над Чечней. Часть 2.

15 мая русская армия перешла в широкомасштабное наступление в глубь горных районов Чечни. Тяжелые бои развернулись на шатойском и веденском направлениях, в районах Шали, Орехово, Сержень-Юрта и Ножай-Юрта. По мере продвижения войск сопротивление противника нарастало. Боевики, зажатые в горах, дрались с упорством обреченных. Для поддержки наступления наземных войск в
районе Шатоя в тыл дудаевцев впервые за время войны был высажен вертолетный десант.


В последней декаде мая действия авиации в Чечне приобрели наибольший размах. Су-25 и Ми-24, а также Ми-8МТ Внутренних войск наносили мощные авиаудары по местам базирования и опорным пунктам боевиков, уничтожали бронетехнику, склады и объекты управления. Бомбардировщики Су-24М эффективно применяли высокоточное оружие ≈ корректируемые бомбы КАБ-500Л и КАБ-500КР с лазерным и телевизионным наведением. Вот несколько примеров: 21 мая юго-западнее населенного пункта Дагу-Борзой одной бомбой КАБ-500КР уничтожено здание, занятое отрядом боевиков. 24 мая двумя КАБ-500Л взорван склад боеприпасов, размещенный дудаевцами в пещере южнее поселка Зоны. Данные фотоконтроля подтвердили прямое попадание в створ пещеры. Сброс бомб производился с высот 4000≈5000 м на скорости 800≈900 км/ч.
    Экипажи армейских вертолетов совершали в этот период по 5≈6 боевых вылетов ежедневно. Такой интенсивной боевой работы летчиков не было ни Афганистане, ни в каком-либо другом военном конфликте после второй мировой. Кроме поддержки наступающих частей, армейские вертолеты привлекались для ликвидации диверсионно-террористических отрядов дудаевцев, проникавших в тыл российских войск. В одной из таких операций 24 мая возле Чечен-Аула был сбит Ми-24, экипаж которого погиб вместе с машиной.
    После отхода боевиков в южные районы Чечни командные структуры незаконных вооруженных формирований были сконцентрированы в горном поселке Ведено. Работу федеральной авиации в этом поселке можно назвать классическим примером прицельного точечного бомбометания. 28 мая бомбой КАБ-500КР было разрушено левое крыло здания главного штаба НВФ. 31 мая в 12.00 состоялся очередной налет пары "Су-двадцать четвертых". Первая бомба снесла расположенное в 70 метрах от штаба здание клуба, где дудаевцы разместили мощную радиостанцию. Вторая сравняла с землей и сам штаб. Еще с двух заходов были уничтожены здания особого отдела и военной комендатуры. В тот же день Су-25 бомбили чеченские позиции в горловинах Аргунского и Веденского ущелий.
    1≈2 июня российские войска обошли Ведено с двух сторон. Воздушный десант, высаженный с армейских вертолетов Ми-8, блокировал село с тыла. 3 июня этот стратегически важный населенный пункт был взят. В боях за Ведено боевики окончательно утратили единое командование и последнюю тяжелую бронетехнику. Чеченская армия оказалась разрезанной на две группировки ≈ шатойскую и ножай-юртовскую. 4 июня в атаке на село Ножай-Юрт был сбит еще один армейский Ми-24. Экипаж в составе капитана А. Н. Карпова и лейтенанта В. А. Хохлачева погиб. 9 июня боевикам удалось сбить транспортный вертолет Ми-8. Погибли майор Н. А. Мальков и капитан В. А. Щеглов.
    В начале лета военная операция в Чечне, по всеобщему мнению, вступила в завершающую фазу. Дудаевская армия была обескровлена, лишена общего руководства и постепенно превращалась в разрозненные банды, действующие без координации друг с другом. Некоторые из них уже начали добровольно сдавать оружие. В руках боевиков оставался последний из 12 горных райцентров Чечни ≈ Шатой.
    11 июня федеральное командование начало операцию по овладению Шатоем. По уже сложившейся схеме, одновременно с наступлением наземных сил вертолеты Ми-8 под прикрытием Ми-24 высадили в тыл дудаевцев тактический воздушный десант. На следующий день одна из "восьмерок", доставлявшая оружие и снаряжение для десантников, попала под огонь замаскированной зенитной установки ЗУ-23. Экипажу удалось каким-то чудом посадить горящую и буквально развалившуюся в воздухе машину, а затем ≈ отбежать на безопасное расстояние, прежде чем вертолет взорвался. Этот Ми-8 стал последней потерей авиации Сухопутных войск за время боевых действий.
    К вечеру 13 июня мотострелки и десантники блокировали Шатой со всех направлений. Осознавая бесполезность сопротивления, боевики ночью горными тропами покинули город. 14 июня над ним был водружен Российский флаг. На этом войну в Чечне можно было считать фактически законченной, так как разоружение рассеянных по горам остатков дудаевской армии являлось лишь вопросом ближайшего времени. Но в тот же день чудовищный терракт в Буденновске на 180 градусов развернул вектор развития чеченской ситуации. Нет нужды останавливаться на этом событии, оно и так достаточно известно. Результатом его стало возвращение боевиками своих прежних позиций в горах и странное состояние "ни войны ни мира", при котором ежедневно гибнут от обстрелов российские солдаты. Когда пишется эта статья, никто не возьмет на себя смелость предсказать, когда и чем закончится чеченская эпопея. Несомненно, одно ≈ при любых обстоятельствах российские летчики сумеют еще не раз постоять за честь и территориальную целостность своего Отечества.

                       ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Созданная 29 ноября 1994 года на Северном Кавказе группировка российских ВВС действует и в настоящее время (по крайней мере ≈ на момент написания данной статьи в конце декабря 1995-го). За 7 месяцев активных боевых действий ею выполнено более 9000 самолето-вылетов, из них более 5300 ≈ для нанесения бомбо-штурмовых ударов и 672 вылета на воздушную разведку.
    Основным авиационным оружием в чеченской войне были неуправляемые авиационные ракеты (НАР) С-5, С-8 и С-24Б, фугасные авиабомбы ФАБ-250 и ФАБ-500. В отдельных случаях использовались осколочные, осколочно-фугасные и бетонобойные бомбы (БЕТАБ-500). Когда позволяли погодные условия, широко применялось высокоточное оружие ≈ управляемые ракеты X-25МЛ, корректируемые авиабомбы КАБ-500Л и КАБ-500КР, а также (в меньших масштабах) ≈ тяжелые КАБ-1500Л.
    Появившаяся в некоторых печатных изданиях и телепередачах информация о применении в Чечне шариковых и игольчатых бомб не получила объективного подтверждения. Во всяком случае то, что демонстрировали по телевидению в качестве доказательства использования игольчатых бомб, является не чем иным, как осколками обычных НАР. Такие осколки, как, впрочем, и осколки артиллерийских снарядов, нередко имеют вытянутую заостренную форму и могут быть приняты некомпетентными людьми за поражающие элементы игольчатого боеприпаса.
    За время боев фронтовая авиация, по данным Главного штаба ВВС, уничтожила более 60 единиц бронетехники, свыше 500 опорных пунктов, огневых точек, баз и отдельных отрядов боевиков, почти 60 складов оружия, боеприпасов и военного снаряжения. Чтобы воспрепятствовать передвижению частей дудаевской армии, разрушено 9 мостов и заминировано около 300 участков дорог и местности.
    Безвозвратные потери составили 3 самолета (2 Су-25 ≈ в результате огневого воздействия противника и 1 Су-24 ≈ при невыясненных обстоятельствах). Боевые повреждения получили 24 машины.
    Огромный объем работы выполнен Военно-транспортной авиацией. Самолеты ВТА, совершив более 2000 вылетов в зону боевых действий, перевезли 78 тыс. человек личного состава, 2300 единиц техники и более 6500 тонн грузов.
    Пожалуй, среди всех родов авиации труднее всего пришлось в Чечне вертолетчикам Сухопутных войск. Более половины из них составляли ветераны Афганистана. Они летали практически в любую погоду (минимально допустимая видимость ≈ "500 на 50", но в особых случаях приходилось работать и при худшей). Полеты нередко совершались на таких высотах, где смертельно опасным может стать любой пулемет или даже снайперская винтовка. (Кстати, пилоты не раз возвращались на базу с пробоинами от винтовочных пуль в остеклении кабин). Неудивительно, что на долю авиации Сухопутных войск приходится и наиболее высокий процент потерь. Всего в Чечне по состоянию на конец июля 1995 года было сбито или списано как не подлежащие ремонту 12 вертолетов: 7 Ми-24 и 5 Ми-8. При этом погибло 20 членов экипажей. 30 машин получили повреждения. Таким образом был потерян каждый десятый и поврежден каждый четвертый вертолет, принимавший участие в чеченском конфликте. Тем не менее армейские вертолетчики выполнили поставленные перед ними задачи.
    К началу августа 1995 года вертолеты авиационной группировки Сухопутных войск выполнили 16 547 полетов над Чечней, проведя в воздухе 13 198 часов. 36% вылетов (а не 17%, как написано в журнале "Авиация и время") совершено для выполнения огневых задач, 44% ≈ транспортно-десантных (более 90% раненых эвакуировано из зоны боевых действий вертолетами армейской авиации), 8% приходится на разведывательные полеты, а остальные 12% ≈ на выполнение специальных заданий (поисково-спасательные, агитационные, ретрансляция и т. д.).
    В боях на территории Чеченской республики авиация Сухопутных войск уничтожила 215 опорных пунктов, 204ДОТа, 31 единицу бронетехники (танки, БТР, БМП, ЗСУ), 34 самоходных зенитных установки на автомобильном шасси, 5 установок "Град" и 52 военных автомобиля. Кроме того, подавлено более 400 огневых точек. Вертолеты Ми-24 применяли в Чечне НАР С-5, С-8 и С-24, ПТУР "Штурм" с радиокомандной системой наведения и огонь ствольного оружия. Свободнопадающих бомб армейская авиация не использовала. Вертолеты Ми-6, Ми-8 и Ми-66 привлекались только для решения десантно-транспортных и специальных задач.
    Авиация Внутренних войск также совершила в Чечне немало боевых вылетов. К сожалению, о результатах ее работы пока сообщалось очень скромно. Потери, по неподтвержденным данным составили 2 вертолета Ми-8МТВ.











Автор выражает благодарность А. В. Сурцукову, А. М. Райляну и В. П. Бельцову за помощь в подготовке данного материала.

Комментариев нет:

Отправить комментарий